ДМИТРИЙ ТУГАРИНОВ

СКУЛЬПТОР

Дмитрий Никитович Тугаринов Родился 5 февраля 1955 года в Москве. В 1979 году окончил МГХИ им. В.И. Сурикова, мастерская М.Ф.Бабурина и Н.В.Томского. Работает в станковой и монументальной пластике. В 1982 г. - лауреат премии Московского комсомола. В 1984 г. - первая премия на между народном конкурсе «Портрет современника». В 1996 г. - заслуженный художник РФ, золотая медаль PAX. В 2001 г. - член-корреспондент PAX. Отстаивая свою позицию, часто приходится противоборствовать внешним обстоятельствам, но главным всегда остается поединок с самим собой. Дмитрий Тугаринов попытался овеществить внутренний поединок в форме скульптурно-предметного «Набора для дуэли» (1988), состоящего из меча, сабли и металлической маски-шлема с прорезями для глаз.

Этот коллекционный набор для супермена рождает разные ассоциации: меч и сабля – вечная борьба мужского и женского начал, Запада и Востока, железная маска – скрытый, недоступный лик судьбы, наблюдающей за поединком, ведущей счет отраженных и пропущенных ударов. Говорящая деталь – в лобной части маски зияет сквозная пробоина. Атрибуты бретера напоминают о многом. О жизни великих неудачников, в одиночку выступивших против косности жизни и общества (Сирано де Бержерак). О легендарных рыцарях «Круглого стола», ищущих приключений и совершающих невероятные подвиги…

 

С начала 1980-х годов Дмитрий Тугаринов создает скульптурные портреты и фигуративные композиции. Каждая работа имеет подтекст. В композициях фактически отсутствует сюжет, его замещают метафора, пластический парадокс, скрещиваются лезвия смыслов. Отсутствует то, что можно было бы назвать гармонией, властвует гротеск. Но в этой экспрессивной стилистике заключен мощный импульс жизнестойкости.

 

Знаком жизнестойкости и главным героем Тугаринова стал Александр Суворов. Именно этот человек решался на рискованные игры, не боялся смертельных схваток, всегда держал обнаженным клинок собственной независимости. Воля к победе «внедрилась», «впечаталась» в сам облик Суворова (в интерпретации Тугаринова). Создавая бронзовый портрет полководца (2001), Тугаринов увлекся мимикой лица, в графике мимических складок выявились черты победителя мышей Щелкунчика, Стойкого оловянного солдатика. Получилась проекция литературного портрета на облик исторического героя.

 

В 1999 году на перевале Сент-Готард в Альпах Дмитрий Тугаринов установил памятник Суворову. Работал «по-походному», на месте исторических событий, в среде сказочных горных перспектив, отраженных снегом слепящих солнечных лучей, пронзительных верховых воздушных потоков. Ступал по следам великого полководца.

 

Оригинальность идеи в том, что скульптура поставлена непосредственно в горном ландшафте, на скале, без постамента. Легендарный альпийский поход Суворова запечатлен в документальной среде, в величественном обрамлении пейзажных картин. Композиция сюжетно мотивирована: полководец направляет своего коня вслед за проводником-горцем. Угадывается и другой смысл – Суворова ведет сама судьба, а проводник и есть ее посланник. Характерен жест Александра Суворова, кажется, несовместимый с монументальной пластикой, – он крестится, благодарит Провидение.

 

Дмитрий Тугаринов нередко берет за основу общеизвестную притчу или сказку и прочитывает ее в контексте сегодняшних проблем. Возникает пластическая формула типичной жизненной ситуации: «Золотой осел» (1987) – один персонаж попадает в полную зависимость от другого, «Жил был царь» (1989) – человек, все имевший и все потерявший.

 

Дмитрий Тугаринов создал несколько скульптурных версий пушкинского «Золотого петушка». Эта сказка не просто сказка, это метафора российского образа жизни, предупреждение и ободрение тем, кто стал жертвой собственных безумных идей и безудержных увлечений.

 

«Золотой петушок» А.С.Пушкина стал для Тугаринова волшебным ларцом «золотых идей». Он получил возможность выразить собственные мысли, придав им вещественную форму.

 

Скульптура «Жил был царь» – интерпретация известной притчи, согласно которой можно иметь лишь три предмета, но при этом ощущать себя царем. Каждый сам себе Царь и сам несет бремя собственных сокровищ и ошибок. Тугариновский «царь» проиграл, в его объятиях только деревянный кол, он должен все начинать сначала.

 

«Золотой петушок» превращается в геральдического двуглавого петуха. Он увенчивает композицию «Дитя семи нянек» (1996), решенную как вертикальное архитектурное сооружение. На триумфальной колонне бронзовая маска трагического персонажа, возможно Арлекина, над ним двуглавая птица. Каждый может интерпретировать смысл этого произведения на свой вкус. Возможно, речь идет о наследниках престола с трагической судьбой, например о казненном царевиче Алексее или о царственном заложнике Иоанне Антоновиче, проведшем всю свою короткую жизнь в застенках российских казематов и вероломно убитом.

 

Дмитрий Тугаринов оперирует понятиями. Его интересует игра во всех ее проявлениях. Игры детей во взрослых: маленькая девочка пытается идти в маминых туфлях, учится сохранять равновесие - «Туфельки» (1994); игры взрослых в оккультизм и мистические откровения - «Запретные игры» (1997); игры людей в сверхлюдей - «Величие» (1984)... «Величие» – пустотелая фигура диктатора (быть может, дух Наполеона) на коне, движение которого останавливает столь же бестелесная фигура женщины.

 

В композиции «Три богатыря» (1996) идея власти интерпретирована сквозь призму русского фольклора. Три богатырские головы на одном теле и на одной тощей лошади. Нечто вроде библейского истукана с золотой головой и глиняными ногами. Однако три силы слиты в одну, одолеть трехглавого богатыря не сможет даже трехглавый змей.

 

Дмитрий Тугаринов находит красоту в том, что на первый взгляд может показаться неэстетичным. Многие его герои томимы неустроенностью жизни, но в меру сил и возможностей стремятся представить ее по-иному. Таков «Мужик с крыльями» (1992). Он простирает руки в мольбе о полете, но крылья его остаются недвижными. «Ласточка» (1993) – грузная женщина имитирует движения летящей птицы. В ее воображении свободный полет в облаках становится явью. В этих персонажах ощутима подлинность жизни, подлинность неотступного желания изменить привычный порядок вещей.

 

В самом простом явлении скрыта загадка. Продолжая одну из древнейших тем, Дмитрий Тугаринов создает своего «Сфинкса» (1995). Современный сфинкс предстает в облике задумчивой и грустной полуфантастической собаки. Как древние изваяния, он вырублен из монолитного блока гранита, но этот сфинкс-оберег «домашний», проявляющий сочувствие, аналогия электронным помощникам человека.

 

Как и большинство современных авторов, Дмитрий Тугаринов обращается к мировому наследию. Его увлекла утонченная графичность китайского искусства. В «китайском стиле» исполнена композиция «Пу-Мин» (1982), в которой главными героями становятся белый цвет фарфора и нанесенный на поверхность графический рисунок.

 

Скульптурные портреты. В каждом Дмитрий Тугаринов использует технику и стилистику, адекватную возникшему в его представлении образу. «Первостроитель Комсомольска-на-Амуре - Куприй» (1983) – свободная, почти импрессионистическая лепка совмещена с элементами графики: поверхность лица изборождена сетью штрихов-прорезов. Сама техника сообщает лицу экспрессию. «Афина» (1995) – цельная, единая форма головы, лицо без единой складки, черная тонировка бронзы – все это рождает магический, загадочный образ, вызывает в памяти работы древнеегипетских мастеров.

 

В 1990-е годы Дмитрий Тугаринов делает образцы для регулярно вручаемых призов (малая пластика). Женщина с двумя полными авоськами в руках – так, в ироничной манере, решен приз «Авоська» (приз журнала «Витрина» лучшему дистрибьютору в России, вручаемый с января 1999).

 

Во второй половине 1990-х годов Дмитрий Тугаринов обращается к монументальной скульптуре. Для храма Христа Спасителя в Москве выполняет две символические фигуры - «Царица Елена» и «Император Константин» (обе - 1997). В 2002 году создает монументальный портрет скульптора Эрзи.

 

В композиционном портрете «Алик Цигаль» (1984) Дмитрий Тугаринов использует прием повтора. Герой изображен перед скульптурным станком, создающим портрет скульптора, который в свою очередь стоит перед станком и тоже делает портрет. И так художники и модели меняются местами, умножаются, все более уменьшаясь в размерах. Цепочка персонажей уходит в бесконечность. Композицию можно рассматривать и как портрет, и как притчу о бесконечности пути, о преемственности и повторяемости.

 

На каком участке пути сам автор?

 

Сергей Орлов

 

Библиография

Я – фигуративист // Интердизайн. 1994. № 1.

Орехов Ю. Г. Суворов в Альпах // Художник. 1999. № 3.

Суворов еще раз перейдет Альпы // Сегодня. 1999. 7 мая.

Суворов – символ несгибаемого духа России // Русская мысль. Париж. 1999. № 6.

Дмитрий Никитович Тугаринов: Альбом. М., 1998.

Л.Н. Доронина, Мастера русской скульптуры. Скульптура XX века. // "Белый город", Москва, ISBN 978-5-7793-1788-7