"Говорят, что раньше было лучше. А я не согласен!"

February 3, 2005

Как-то на выставке я встретил небольшую фигурку "Туфельки" и был совершенно очарован этой работой скульптора Дмитрия Тугаринова. Трехлетний карапуз отыскал мамины туфли, влез в них и почувствовал себя совсем взрослым. Сколько было в скульптуре мягкого юмора, теплоты, непосредственности! Любуешься изящной фигуркой и находишь в ней все новые и новые пластично-образные "краски". Осознаешь, сколько глубокого смысла в этой, казалось бы, столь простой и метко схваченной повседневной сценке.

 

Несколько иное звучание скульптуры "Жил-был царь". Крепко поддавший самодержец, потерявший свое величие и самонадеянность, еле держится на ногах, уцепившись за столб, он вот-вот потеряет свою корону. Мягкий юмор превращается в иронию, в сарказм. Или выразительная композиция "Нестор Махно в эмиграции". Недавний атаман сидит в скромном парижском кафе, одинокий и брошенный своими друзьями и поклонниками. Он растерянно смотрит на стоящую перед ним даму. Вероятно, удивлен ее вниманием. Скульптура печальная, ностальгическая, по-человечески трогательная и даже вызывающая симпатии и сочувствие. Вот она - игра судьбы. От былой славы до беспомощного прозябания.

 

...Мы сидим в мастерской заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Дмитрия Тугаринова во Владыкино. Я приехал в канун его 50-летия, и этот мой короткий репортаж - своего рода анонс его большой персональной юбилейной выставки в апреле в залах Академии художеств на Пречистенке. На ней будет представлено около 200 работ, в том числе совершенно новых. Некоторые из них я увидел в мастерской.

 

Вот конная скульптура "Маршал Жуков", чуть ли не в ее десятке вариантов, кстати, почти обязательных к каждому произведению. Тугаринов много ищет, пробует, добиваясь оптимального выражения своего замысла. Несколько "Троек". Шутливая миниатюра "Мальчик на ослике ехал верхом". Милая и смешная "Фиделька". Трогательная "Девочка с кошкой". Легко и виртуозно исполнена композиция "Алик Цигаль". Большой портретный ряд - жены, архитектора Владимира Ломакина, фотографа Николая Алексеева...

 

А вот - модель памятника основателю знаменитого заповедника Аскания-Нова Фридриху Фальц-Фейну: сидящая фигура, а рядом - дрофа. Размеры экспозиции - около двух метров. Она выполнена из бронзы и установлена в знаменитом заповеднике на Украине. Интересна модель круглого памятника Степану Эрьзе. Рядом со скульптором его любимая собака, композицию завершает обелиск, похожий на ветвистое дерево. Памятник уже отлит в бронзе, его предполагается установить в Москве.

 

- Насколько я знаю, вы создали и другие монументальные произведения?

- Это памятник Суворову. А точнее - две композиции, установленные в Швейцарии. "Суворов на коне" стоит на знаменитом перевале Сен-Готард. Другой памятник поставлен в городе Эльм, подле дома, где полководец останавливался на ночлег. Они совершенно разные по пластическому и образному решению. Первый вызвал неоднозначную реакцию. Может быть, потому, что не походил на привычный, хрестоматийный образ полководца. Но я хотел показать не столько военный гений Суворова, сколько его повседневные человеческие черты. Это мое видение военачальника, кстати, основанное на документальном материале.

 

- Над чем вы сейчас работаете?

- Совместно со скульптором Александром Рукавишниковым создаю необычную, многофигурную композицию, посвященную 200-летию великого датского сказочника Андерсена. Еще делаю композицию "Игра в гольф". Заканчиваю несколько старых работ - портрет писателя Юрия Кувалдина, женскую фигуру "Березка" для парка в Солнечногорске. Совместно с Александром Тарасенко готовлю мемориальную доску, посвященную замечательным актерам - Борису Тенину и Лидии Сухаревской. Она будет установлена на доме на Большой Никитской улице, где они жили.

 

- В мастерских скульпторов я часто видел и рисунки, и акварели, и живопись. У вас ничего этого я не заметил...

- Рисунки, естественно, я делаю. А всецело занимаюсь только скульптурой. Еще мальчишкой я много времени проводил в мастерской своей мамы Софьи Георгиевны Тугариновой. Поэтому в выборе профессии никаких сомнений не было. В 1979 году я окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова. Работаю в различных материалах - в камне, мраморе, бронзе, фарфоре, иногда - в дереве. В 1985 году получил Первую премию на Международном конкурсе портрета в Праге. В 1997-м - Золотую медаль Российской академии художеств.

 

- Каково нынешнее положение скульптора в нашей стране?

- Обычно говорят, что раньше было лучше. Но я не разделяю это утверждение. Вспоминаю, как моей маме было трудно получить какой-либо заказ. Настоящему художнику всегда было нелегко работать. И до революции, и при советской власти, и теперь, в рыночных условиях. Всегда надо было приспосабливаться к житейским и творческим обстоятельствам, которые мы, к сожалению, не выбираем. Но если художник талантлив, если он работоспособен и целиком предан любимому искусству, то, уверен, он добьется успеха. Достаточно ли у меня сейчас заказов? Вполне. Но приходится неделями не выходить из мастерской, даже ночевать в ней...

 

Когда я уходил из мастерской, то остановился у скульптуры "Всем скорбящим - радость". Исполненная на религиозный сюжет, она тем не менее очень земная, трогательная и задумчиво-скорбная. И как мне кажется, в какой-то мере олицетворяет искусство Дмитрия Тугаринова - глубоко человеческое, светлое и немного грустное.

 

Евграф КОНЧИН, газета "Культура" №5 (7464) 3 - 9 февраля 2005г.

Please reload

Популярное

"Вообще, он веселый человек"

April 22, 2014

1/2
Please reload

Послендние Новости
Please reload

Облако тэгов
Присоединяйтесь к прекрасному
  • Facebook Classic
  • Twitter Classic
  • Google Classic